Социометрия для школьников: образец, описание метода

Обучение в школе – важнейший этап становления личности: для ребенка становятся доступным получение новых знаний, изучение основных нюансов чтения и письма, выполнение математических вычислений, взаимодействие со сверстниками, формирование коллектива и знакомство с социальной жизнью.

В первые школьные годы происходит формирование интересов, поиск друзей, обучение общению, как с другими школьниками, так и с взрослыми.

Для изучения школьного коллектива многие психологи используют метод социометрии.

Оглавление:

Что такое социометрия

Под термином социометрия понимается социально-психологическое тестирование, устанавливающие специфику взаимодействия участников группы, класса. Эта методика была предложен Дж.Морено, придерживавшегося идеи о том, что существует зависимость между благополучием личности и формированием отношения с окружающими.

На данный момент социометрическое исследование широко используется как для тестирования взрослых, так и при работе с детьми.

Анализируя место человека в социальной группе, возможно найти решение межличностных и внутриличностных проблем. Основной целью исследования является:

  • проведение количественного измерения уровня близости в коллективе, как психологического, так и эмоционального;
  • выявление и изучение наличия малых групп в коллективе;
  • выявление лидеров.

Данная методика широко распространена на всех стадиях образовательного процесса. Школьники должны для себя решить непростую задачу, осуществить сознательный выбор в пользу одного или нескольких участников группы.

Для обучающихся в младших классах эта задача кажется наиболее сложной, ведь они только во время уроков находятся вместе, на этом этапе у них ещё плохо развита совместная деятельность.

Процесс общения у школьников младших классов наиболее часто ситуативен, имеются трудности при нахождении лидера класса.

Обучающиеся младшей школы делают свой выбор, основываясь на многих критериях. Зачастую к лидирующим позициям в коллективе относят тех, у кого хорошие отметки, развитые интеллектуальные способности, либо получивших наибольшее число поощрений от учителя.

Это говорит, что дети в этом возрасте выражают не свои симпатии и мнения, а основываются на точке зрения учителя и повторяют её. Именно поэтому данная методика особенно полезна учителю в корректировке своего отношения к классному коллективу, не выделяя «любимчиков».

Виды социометрии для школьников

Существуют различные способы проведения социометрии:

  • Анкетирование

Это наиболее простой для восприятия школьника, но могут возникнуть трудности, если ребенок ещё не обладает навыком чтения и письма. Поэтому необходимо учитывать возраст и способности группы. Быстр в проведении, занимает около 15 минут.

  • Устный опрос

В этом варианте социометрического исследования рекомендуется использовать фотографии обучающихся класса, ведь на начальных этапах обучения ребёнок может и не знать всех фамилий одноклассников.

Проведение исследования этим способом требует большого количества времени для сбора подробной информации.

  • Проективный цветовой вариант социометрии

Предназначен для индивидуального обследования, требует определенно подготовленных фишек разных цветов и доски.

  • Упрощенный вариант проективной цветовой методики

Школьники должны соотнести определенный цвет с каждым из участников группы. Интерпретируются данные на основе интерпретации цветовых выборов.

  • Цветовая непроективная социометрия

Для испытуемых подготавливаются бланки, в которых указан перечень одноклассников, и пустое поле напротив каждого. Пустое поле ребенок закрашивает определенным цветом, на основе которого интерпретируются данные.

Этапы проведения социометрического исследования

1. Подготовительный этап

Для правильного выполнения задания необходимо мотивировать учеников. У них должно возникнуть четкое понимание того, что от них требуют и для чего.

Для этого необходима четкая формулировка цели исследования, к примеру, цель может иметь такую формулировку: выявление лидеров класса и составление «рейтинга» учеников. В этом случае в исследовании используются вопросы типа «Кого ты выбираешь» («С кем бы ты предпочел сидеть за одной партой?», «С кем бы ты хотел выполнять трудное задание?»).

Если целью исследования выступает выявление партнерских отношений и психологического климата классного коллектива, то используются двойные критерии оценки.

В этом случая вопросы могут быть сформулированы следующим образом: «Кого бы ты позвал на свой день рождения? А кого не пригласил?». Данный тип исследования помогает в выявлении «изгоев» в классе, основываясь на его результатах можно проводить коррекционную работу.

Ещё в подготовительном этапе исследования необходимо определить количество выборов: возможен выбор одного варианта или количество вариантов может быть неограниченно (все члены коллектива).

Следующим шагом на данном этапе исследования является разработка анкеты.

Могут быть выбраны различные формы исследования:

  • Устная.

При организации устного социометрического исследования нужно установить доверительный контакт с ребенком.

  • Письменная.

Удобна для быстрого тестирования целого класса. Дает ребенку возможность открыто отвечать на вопросы, ведь его ответы никто не сможет подслушать.

При выборе устной формы исследования основной целью психолога становится не только четкая фиксация ответов, но и установление доверительных отношений, близкого эмоционального контакта.

При использовании письменного вопросника важна правильная формулировка, вопросы должны быть понятны для целевого возраста.

2. Анкетирование

Основные требования к процедуре анкетирования: использование однозначность, доступность и простота формулировок, свободный выбор вариантов, ограниченное количество вопросов.

Важное место занимает гарантия анонимности ответов, ребёнок должен быть уверен в том, что его ответы не будут известны ни для кого.

Во время проведения процедуры анкетирования особенно важны вступительные слова психолога, мотивирующие учеников на честность и открытость.

Для проведения анкетирования разрабатываются бланки, для удобства используют таблицу с несколькими столбцами. В первом столбце размещается вопрос, вторая остается свободной. В неё дети будут должны вписать свои ответы.

Перед началом исследования для экономии времени можно подписать бланки именами учеников.

Обработка результатов социометрии

Результаты тестирования заносятся в таблицу, в которой в горизонтальных ячейках указан перечень детей, участвующих в тестировании, в вертикальных — школьников, перечисленных в ответах.

Колонка результатов заполняется в центре таблицы, располагается на пересечениях горизонтальных и вертикальных ячеек. Ответы детей можно разделить на односторонние и взаимные. После подсчета выборов внизу таблицы рассчитывается итог: общее число выборов и число взаимных выборов.

Социометрическое исследование вычисляет статус каждого школьника в коллективе, для подсчета данного показателя необходимо поделить сумму положительных ответов полученных от других детей на общее количество класса, уменьшенное на 1.

Для дальнейшего анализа результатов создается социограмма «мишень», в которой области разделены следующим образом:

  • Внутренний круг – располагается в самом центре «мишени», школьники набравшие самое большое количество положительных выборов. Это любимцы класса, имеющие высокую популярность.
  • Следующий круг – зона принимаемых, к ней относятся обучающиеся входящие в коллектив, но не обладающие большой популярностью.
  • Следующий круг – зона игнорируемых, школьников, с кем по каким – либо причинам желают контактировать не все, взаимодействие с ними в классе ограничено.
  • Последний круг – одиночки. Такие дети дистанцируются от группы, у них могут наблюдаться трудности в установлении контакта.

Эти данные дают психологу возможность выявить социометрический статус ребенка, особое внимание стоит обратить на одиночек. Для них необходимо провести коррекционно-развивающую работу навыков общения и коммуникации. Для чистоты исследования необходимо повторять анкетирование несколько раз в году.

Чтобы рассчитать благополучие класса необходимо рассчитать коэффициент взаимности выбора – поделить количество взаимных выборов на общее число выборов.

Особенности проведения социометрии

Для объективности тестирования необходимо учесть характер коллектива: важно, чтобы дети находились в длительном контакте друг с другом минимум в течение полугода.

Участвовать в анкетировании должны только ученики одного класса.

Во время тестирования очень важно акцентировать внимание на важности каждого мнения, не допускать списывания.

Особенно важно для психолога установить доверительные отношения с детьми, этому могут способствовать индивидуальные беседы с ребенком. Ученики с особой неохотой идут на контакт с посторонними людьми и не смогут доверить своих секретов, от чего могут исказиться результаты исследования.

Социометрическое исследование активный инструмент в работе школьного психолога, позволяющий выявить рейтинг каждого из учеников класса, найти изгоев и детей с трудностями в общении в коллективе и спланировать коррекционную работу по включению их в группу.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Adblock detector